Протокол № 43 от 24.06.2015

П Р О Т О К О Л

Заседания Общественного совета

при Федеральной службе по экологическому,

технологическому и атомному надзору

24 июня 2015 г. г. Москва № 43

Место проведения:

ул. Таганская, д. 34, стр. 1, г. Москва,

Зал Коллегии

 

Председательствовал: Алёшин Алексей Владиславович – Руководитель Ростехнадзора.
Присутствовали:

От Ростехнадзора:

Бакатин Александр Вадимович – заместитель руководителя;

Козивкин Владимир Владимирович – заместитель руководителя;

Ферапонтов Алексей Викторович – заместитель руководителя;

Горлов Александр Николаевич – помощник руководителя;

Здориков Сергей Михайлович – помощник руководителя;

Ермак Геннадий Павлович – начальник Управления по надзору в угольной промышленности;

Жулина Светлана Анатольевна – начальник Управления по надзору за объектами нефтегазового комплекса;

Климова Марианна Алексеевна – начальник Управления государственного строительного надзора;

Кудрявцев Евгений Георгиевич – начальник Управления по регулированию безопасности объектов ядерноготопливного цикла, ядерных энергетических установок судов и радиационно опасных объектов;

Минченко Юрий Владимирович – начальник Правового управления;

Мирошниченко Михаил Иванович – и.о. начальника Управления по регулированию безопасности атомных станций и исследовательских ядерных установок; Советник руководителя;

Филатов Александр Павлович – начальник Управления горного надзора;

Васильев Александр Геннадьевич – главный государственный инспектор Управления государственного строительного надзора;

Воротилкин Андрей Александрович – заместитель начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности;

Пескова Лилия Владимировна – заместитель начальника управления – начальник отдела Управления делами;

Пыхтин Алексей Владимирович – сотрудник Пресс-службы Ростехнадзора.

От Общественного совета: Грачёв Владимир Александрович – председатель Общественного совета; председатель Комиссии по государственному строительному надзору; д.т.н., профессор, член-корр. РАН;

Котельников Владимир Семенович – генеральный директор ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»; Председатель секции «Промышленная безопасность» Международной академии наук Экологии и Безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ); д.т.н., профессор;

Председатель Комиссии по вопросам создания и развития систем саморегулируемых организаций;

Председатель Комиссии по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности;

Кутьин Николай Георгиевич – президент Национального объединения строителей (НОСТРОЙ), д.ю.н.;

Маркин Николай Петрович – член Президиума Национального объединения строителей, координатор Национального объединения строителей по г. Москве, член Совета Национального объединения энергоаудиторов, председателя Правления НП СРО «РусСтрой», «РусСтрой-проект», «РусСтрой-энергоэффективность»;

Мясоедов Борис Федорович – академик РАН, советник РАН, заместитель академика-секретаря отделения химических наук и наукоёмких материалов, руководитель секции химических наук РАН, заведующий лабораторией радиохимии Института геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН, д.х.н., профессор;

Хамаза Александр Александрович – директор ФБУ «Научно-технический центр по ядерной и радиационной безопасности».

Приглашенные: Глазырин Олег Геннадьевич – директор Центра экологических программ Московской области;

Дмитриев Юрий Михайлович – советник ВО «Безопасность»;

Устюков Михаил Юрьевич – старший научный сотрудник Лаборатории обязательных промышленных объектов Института материаловедения ОАО НПО «ЦНИИТМАШ»;

I. Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе.

(Н.А. Махутов)

Доклад председателя комиссии Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, заместителя председателя секции НТС Ростехнадзора, председателя Рабочей группы при Президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, профессора, член-корр. РАН, д.т.н. Н.А. Махутова «Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе» (прилагается).

Заслушав доклад председателя комиссии Общественного совета при Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, заместителя председателя секции НТС Ростехнадзора, председателя Рабочей группы при Президенте РАН по анализу риска и проблем безопасности, профессора, член-корр. РАН, д.т.н. Н.А. Махутова «Диагностика состояний, мониторинг рисков и экспертиза безопасности промышленных объектов I, II классов опасности в нефтегазовом комплексе», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

Принятые в 2013 — 2015 годах Федеральные законы о стратегическом планировании в Российской Федерации, о промышленной политике, а также внесенные изменения в законодательные акты о промышленной безопасности и соответствующие документы Правительства и постановления Ростехнадзора направлены на углубленный анализ снижения рисков отказов, аварий и катастроф.

Одним из новых важных положений правовой и нормативной базы стало категорирование объектов по степени их опасности – это коснулось высокорисковых объектов промышленности, транспорта, гидротехнических сооружений. В качестве базовых критериев потенциальной опасности промышленных объектов стали количество (валовое или объемное) опасных веществ и сочетание давлений и температур рабочего тела в процессе технологических операций, хранения и транспортировки. По таким критериям нефтегазовый комплекс страны и его объекты I и II классов опасности создают существенные риски.

За 15 лет действия Федерального закона ФЗ-116 в нефтегазовом комплексе разработана, непрерывно совершенствуется и активно используется нормативная база в сфере экспертизы промышленной безопасности. При этом в самое последнее время с повышением класса опасности объектов повышается уровень требований и ответственности экспертов и экспертных организаций, а также степени государственного контроля и надзора за промышленной безопасностью. Такой подход находит отражение в соответствующих документах Правительства и Ростехнадзора в 2015 году.

Вместе с тем, наряду с правовым и нормативным направлением реальное влияние на уровень промышленной безопасности объектов I и II классов опасности в нефтегазовом комплексе будет оказывать переход на новые методические, технические, системные, аппаратные и кадровые решения в сфере диагностики состояний и мониторинга рисков для критически важных компонентов и оборудования этих объектов.

Федеральный закон №172 от 28.06.2014 г. «О стратегическом планировании в Российской Федерации» принципиально по-новому ставит вопрос об одновременном достижении двух стратегических приоритетов – устойчивом социально-экономическом развитии и повышении национальной безопасности. Для нефтегазового комплекса реализация этих приоритетов возможна на базе обоснованного использования критериев двух основных рисков – индивидуальных и социальных рисков гибели людей и потери здоровья и интегральных экономических рисков в сложной социально-природно-техногенной системе с расширением сферы всего законодательства по безопасности.

Российская академия наук, МЧС России, Ростехнадзор при координирующей роли Совета Безопасности разрабатывают единую систему определяющих уравнений и их параметров для количественного определения указанных рисков и достижения функционирования нефтегазового комплекса в зоне приемлемых рисков.

Эта стратегическая задача будет решаться через разработку, регламентацию, нормирование и надзор за комплексом важнейших параметров работоспособности объектов I и II классов опасности как в традиционной последовательности «прочность ресурс надежность живучесть безопасность риск защищенность от аварий и катастроф», так и в более перспективной обратной. Для каждого из элементов этой последовательности существуют общепринятые и новые критерии и параметры. Они подлежат количественному расчетно-экспериментальному определению с применением традиционных и новых методов и средств диагностики состояния не только несущих элементов, деталей, узлов, оборудования, технологических комплексов и объектов в целом, но и операторов, персонала, а также окружающей среды.

Целью такой непрерывной диагностики становится переход в сфере промышленной безопасности к мониторингу рисков с построением пространственных диаграмм предельных и приемлемых состояний. При таком переходе в диагностике состояний и мониторинга рисков становится крайне актуальным применение многопараметрических методов и систем оценки определяющих характеристик состояний и рисков, регламентация стадий их оценки для всего жизненного цикла.

Накопленный отечественный и зарубежный опыт в этом направлении отражен в многотомной серии «Безопасность России», а также в нормативной базе передовых отраслей техники (атомной, авиационной, ракетно-космической).

С учетом вышеизложенного Общественный совет р е ш и л:

1. Комиссиям Общественного совета совместно с управлениями центрального аппарата Ростехнадзора до конца 2015 года подготовить и обобщить предложения по формированию документов стратегического планирования в области диагностики состояния, мониторинга рисков в соответствии с федеральными законами о стратегическом планировании и промышленной безопасности.

2. Рекомендовать руководству Ростехнадзора включить в оперативный план НИР научную, информационную и методическую поддержку разработки межотраслевых и отраслевых документов стратегического планирования в области промышленной безопасности с акцентом на переход к расчетно-экспериментальному определению формирующихся во времени фактических, приемлемых и критических интегральных рисков аварий и катастроф.

3. Рекомендовать руководству Ростехнадзора, Комиссиям Общественного совета по согласованию с Редакционным советом многотомной серии «Безопасность России» в 2015 году провести подготовку материалов для нового тома по промышленной безопасности с его изданием в 2016 году.

II. Методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов.

____________________________________________________________________

(К.А. Давыдов)

Доклад начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.А. Давыдова «Методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов» (прилагается).

Заслушав доклад начальника Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору К.А. Давыдова «Методика оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов», Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

Во исполнение решений, принятых на заседании Коллегии Ростехнадзора «Об итогах работы Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в 2014 году и задачах на 2015 год», состоявшейся 19 февраля 2015 года, Управлением обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Ростехнадзора подготовлен проект Методики оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора (далее – Методика).

Проект Методики определяет основные критерии для оценки эффективности и результативности деятельности по контролю (надзору), осуществляемой территориальными органами Ростехнадзора, процедуры расчета показателей результативности и их сопоставление.

Проект Методики прошел процедуру согласования с основными отраслевыми управлениями центрального аппарата Ростехнадзора.

Подготавливаемый на основе Методики рейтинг результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора рассчитывается по данным ведомственной статистической отчетности территориальных органов Ростехнадзора, при этом подготовки и сбора дополнительной отчетной информации от территориальных органов не требуется.

Оценка результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора проводится отдельно по каждому виду (направлению) надзорной деятельности, в том числе по результатам осуществления территориальным органом следующих видов надзора:

федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;

федерального государственного энергетического надзора;

федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений;

федерального государственного строительного надзора (с учетом показателей осуществления государственного надзора за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства);

федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (в части оценки деятельности межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора).

На основе показателей по отдельным видам (направлениям) надзорной деятельности формируется сводный рейтинг территориальных органов Ростехнадзора по показателям результативности контрольно-надзорной деятельности за отчетный период, который сравнивается с показателями за аналогичный период прошлого года.

Данные сводного рейтинга территориальных органов Ростехнадзора учитываются при подведении итогов работы Ростехнадзора за полугодие и год, в том числе при проведении коллегий Ростехнадзора.

В целях повышения эффективности работы территориальных органов Ростехнадзора по итогам составления рейтинга раз в полугодие подготавливаются проекты приказов Ростехнадзора о поощрении территориальных органов, занявших наивысшие места в рейтинге. Одновременно вносятся предложения о проведении проверок деятельности территориальных органов, имеющих наихудшие результаты.

Общественный совет при Ростехнадзоре р е ш и л:

1. Членам Общественного совета с привлечением экспертов, представителей профессиональных организаций (союзов) совместно с Центральным аппаратом принять участие в рассмотрении и доработке проектов:

— Методики оценки эффективности и результативности деятельности территориальных органов Ростехнадзора;

— Методики в части оценки деятельности межрегиональных территориальных управлений по надзору за ядерной и радиационной безопасностью Ростехнадзора с учетом особенностей осуществления федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

До 10 июля с.г. выработанные предложения направить в адрес Управления обеспечения организационно-контрольной и лицензионно-разрешительной деятельности Ростехнадзора.

2. Членам Общественного совета в работе с заинтересованными организациями (союзами) разъяснять положения одобренных Методик в интересах обеспечения открытости, гласности и повышения эффективности деятельности территориальных органов Ростехнадзора, Службы в целом.

III. О совершенствовании нормативно-методической базы экспертизы промышленной безопасности.

____________________________________________________________________

(Д.А. Яковлев, В.С. Котельников)

Доклад заместителя начальника Управления — начальника отдела Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева и содоклад председателя комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности, генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» B.C. Котельникова (прилагается).

Заслушав доклад заместителя начальника Управления — начальника отдела Правового управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Д.А. Яковлева и содоклад председателя комиссии Общественного совета при Ростехнадзоре по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности, генерального директора ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность» B.C. Котельникова, Общественный совет при Ростехнадзоре отмечает:

Актуальность вопросов совершенствования нормативно-правового регулирования экспертизы промышленной безопасности неоднократно обсуждалась на заседаниях Общественного совета.

С учетом рекомендаций Общественного совета и Комиссии Общественного совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности Ростехнадзором проводится работа по совершенствованию нормативно-правового регулирования в указанной области.

Во исполнение положений Федерального закона от 31.12.2014
№ 514-ФЗ разработано и утверждено (постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2015 № 509) Положение об аттестации экспертов в области промышленной безопасности, предусматривающее комплекс мер по повышению их компетентности и ответственности, включая:

а) проведение аттестации специализированной комиссией Ростехнадзора;

б) проведение квалификационного экзамена в нескольких взаимоувязанных формах;

в) ведение общедоступного реестра аттестованных экспертов.

Разработаны взаимоувязанные с вышеуказанным Положением изменения в федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», вводящие новые требования к квалификации экспертов.

Разработан и проходит межведомственные согласования проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2012 г. № 682», предусматривающий повышение лицензионных требований к экспертным организациям.

Утверждены 7 руководств по безопасности (рекомендательных документов) по вопросам оценки риска аварий на опасных производственных объектах, до конца 2015 года планируется утвердить еще 5 документов.

Вместе с тем, дальнейшее развитие системы экспертизы промышленной безопасности во многом сдерживается недостаточностью нормативно-методической базы экспертизы промышленной безопасности технических устройств, зданий и сооружений.

Одним из основных факторов риска аварий на опасных производственных объектах является старение основных производственных фондов предприятий (основного технологического оборудования, зданий и сооружений). Замена оборудования на новое требует серьезных затрат, что в условиях сложившейся экономической ситуации вызывает серьезные затруднения. Большинство предприятий вынуждены идти по пути продления нормативного срока эксплуатации оборудования через экспертизу промышленной безопасности.

Правовую основу экспертизы промышленной безопасности в части продления срока службы технических устройств, зданий и сооружений с истекшим нормативным сроком эксплуатации составляет постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации», которым установлено, что продление срока безопасной эксплуатации (срока службы) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах (определение остаточного ресурса), осуществляется в порядке, определяемом Ростехнадзором.

Однако, до настоящего времени такой порядок не установлен, а приказ Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538 «Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» (зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2013 № 30855) не раскрывает особенности и специфику продления срока безопасной эксплуатации (срока службы) технических устройств, оборудования и сооружений, эксплуатируемых на опасных производственных объектах.

В сложившихся условиях предприятиям практически невозможно на системной и плановой основе проводить работу по оценке и определению остаточного ресурса безопасной эксплуатации технических устройств, оборудования и сооружений, в целях предупреждения возможных аварий и инцидентов.

В этой связи Общественный совет при Ростехнадзоре решил:

Комиссии Общественного совета по вопросам проведения экспертизы промышленной безопасности совместно с заинтересованными комиссиями, рабочими (экспертными) группами Общественного совета, а также управлениями центрального аппарата Ростехнадзора до 01.09.2015 г. подготовить предложения:

в план разработки федеральных норм и правил и руководств по безопасности по вопросам экспертизы промышленной безопасности;

по составу перечня технических документов по вопросам экспертизы промышленной безопасности, связанных с объектами экспертизы, используемых средств измерений, испытательного оборудования, методов технического диагностирования технических устройств и обследований зданий и сооружений.

При разработке предложений рассмотреть наработки и действующие нормативно-методические документы научно-исследовательских организаций, профессиональных объединений экспертных организаций, а также эксплуатирующих организаций.

Выработанные предложения обсудить на заседании Общественного совета.

IV.

(Н.П. Маркин)

Сообщение члена Общественного совета при Ростехнадзоре, Н.П. Маркина «».

Заказать звонок
+
Жду звонка!